Европейский Суд по Правам Человека признал условия перевозки заключенных в России пыточными

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес пилотное постановление о бесчеловечных условиях транспортировки заключенных в России и необходимости пересмотреть нормативную базу в связи с массовыми жалобами в Страсбург. По расчетам правозащитников, ежегодно в перевозках ФСИН людей по железной дороге допускается минимум 220 тыс. нарушений «пыточной» статьи 3 Европейской конвенции. Шести заявителям по делу «Алексей Томов и другие против России» присуждена компенсация в целом €20 тыс.

Судьи в Страсбурге второй раз вернулись к запрещенным ст. 3 Конвенции по правам человека бесчеловечным и унижающим достоинство условиям содержания под стражей российских заключенных. В 2012 году постановление касалось российских СИЗО, новое решение касается оснащения автозаков и вагонзаков и нормативов перевозки в них заключенных.

Решение ЕСПЧ вынесено по жалобам заключенных из Коми. Как подсчитал представляющий заявителей правозащитник Эрнест Мезак, сотрудничающий с «Общественным вердиктом», при ежегодном осуществлении не менее 5 тыс. «плановых караулов ФСИН» по железнодорожным маршрутам допускается как минимум 220 тыс. нарушений статьи 3 Конвенции. Эти нарушения причиняют моральный вред на сотни миллионов евро, сообщали ЕСПЧ истцы. ЕСПЧ признал нарушения ст. 3 Конвенции при их транспортировке, и кроме того, в ряде случаев счел нарушенными право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13) и справедливое судебное разбирательство (ст. 6) из-за отсутствия возможности требовать компенсации за ненадлежащие условия содержания. Россия должна выплатить двум заявителям по €5 тыс., еще двоим — по €3,5 тыс. и еще двоим — по €1,5 тыс. компенсации морального вреда.

В меморандуме заявителей по этому делу говорилось, что «основные конструктивные особенности вагонзаков остаются неизменными со времен ГУЛАГа 30-х годов XX века».

В постановлении ЕСПЧ подробно описаны «равносильные пыткам» условия перевозки людей в тюремных автофургонах высотой 1,6 м, глухих одиночных «стаканах» площадью около 0,5 кв. м и в камерах с откидными полками вагонзаков, не позволяющими заключенным стоять, в том числе длительные транспортировки без света, тепла, туалетов. Эти условия признаны ЕСПЧ недопустимыми при этапировании: власти должны обеспечить всем, включая заключенных с особыми потребностями, адекватные условия, в том числе в отношении освещения, приема пищи. По Минимальным стандартам обращения с заключенными ООН, подтвержденным российским Конституционным судом, перевозка в условиях недостаточной вентиляции, освещения или других тяжелых условиях запрещена, каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку и спальные принадлежности.

ЕСПЧ также признал нарушение правительством РФ своих обязательств, предусмотренных ст. 38 Конвенции, «создавать условия для эффективного расследования обстоятельств дела». Власти РФ не предоставили по запросу суда копии инструкции по перевозке, технических стандартов и спецификации автозаков, вагонзаков и судебных решений, а также письменные доказательства. Вместо этого они направили в ЕСПЧ односторонние декларации по делу, которые заявители просили отклонить. В июне 2018 года Комитет по предотвращению пыток Совета Европы опубликовал основные стандарты Комитета по транспортировке заключенных, которая должна осуществляться «гуманным, надежным и безопасным способом».

Ссылка на источник информации:

https://www.kommersant.ru/doc/3938860